Программа для создания музыки: FL Studio
обучение от Djaspro & Paul Wallen
Как известно всем пользователям FL Studio, запись в секвенсоре, я думаю в первую очередь, подразумевает запись вокала или же голоса (дикторского, перевода или озвучки) и FL Studio оснащена практически всеми удобствами для данного процесса.
И в целом процесс записи вокала или просто голоса ни чем не отличается от простого процесса записи звука в FL Studio любой версии, описанном подробно в ЭТОЙ статье, хотя стоит упомянуть несколько важных, как я считаю, удобств, фишек и премудростей внутри, в нашем случае, FL Studio 12.
Первым делом для того, что бы записать вокал исполнителя или же просто голос в фл студио, нужно выбрать устройство записи, то есть микрофон, в одной из дорожек микшера, где и будет производиться запись. Меню для выбора, как тебе наверное уже известно находиться здесь:
И помни про то, что если у тебя моно микрофон, то следует выбирать моно источники (они находятся ниже) ну а если стерео микрофон – соответственно стерео выход.
При удачном подключении и выборе нужного источника записи – на канал микшера проследует входной сигнал, и естественно ты увидишь его изменяющийся уровень. Если этого не случилось – проверь 1) подключение микрофона (к звуковой карте, предуселителю (если имеется) или микшеру (если он участвует в цепочке подключения), 2) уровень громкостей во всем где его можно выставить (микшер, предуселитель, и тд…). 3) правильно ли ты выбрал источник записи?
Следующий важный шаг – это установка уровня входного сигнала с микрофона. Записываешь ли ты вокал исполнителя или дикторский голос – важно, что бы в записи не было клиппинга и перегрузов, что крайне негативно для качества выходного продукта. Завалы в записи ни кому не нужны! Их, впоследствии, уже ни как не исправить, сколько ты не убавляй громкость. И кроме всего звучат они на слух, естественно, очень раздражающе! Так что, проследи за тем, что ты будешь записывать: если это вокалист - прорепетируй с ним его исполнение, указав ему нужное расстояние от его губ до микрофона (если нужно то сценарий сокращений или увеличений этого расстояния, в зависимости от вокального исполнения на отрезках композиции) и установив в последствии, такой выходной сигнал с микрофона, что бы максимальный пик исполнения даже не доходил до -6 Дб (находился в районе от -12 до -6 Дб). Так ты точно избежишь зашкалов и клиппинга, и это точно не трагедия (а наоборот преимущество) если у тебя тихая запись – уровень можно поднять в последствии, или фейдером, или нормализовать, или компрессией.
Я думаю, ты уже знаешь, что нужно учитывать акустику помещения, в котором ты записываешь вокалиста или же себя. Даже если нет профессиональных акустических материалов и отделки комнаты, простые люди находят простые и практичные решения – вокалистов сажали в шкаф, сооружали для них легко собираемые будки для записи, в которых установлено достаточно поглотителей и рассеивателей звука, даже есть такие изобретения, как мини будка, в которую помещается только голова вокалиста и микрофон – а что еще нужно для записи?):
Помни что если ты пишешь вокалиста, то ни когда не помешает дать ему распеться перед записью или преподнести ему щедро стакан воды, и лучше съесть ложку меда – это всегда способствует отличному голосу!
Как тебе, наверное, известно из СТАТЬИ по записи звука в FL Studio, у тебя есть два варианта записи: 1) прямиком на диск и с добавлением записанного аудио на playlist fl studio и на ее панель каналов. 2) и [РЕКОМЕНДУЕМЫЙ] через редактор и стандартный плагин в FL Studio, Edison (его стоит добавить в один из слотов на, выбранной для записи голоса, дорожке микшера).
Первым способом можно легко и быстро воспользоваться через вот эту кнопку в панели быстрого доступа FL Studio:
Там же, но только в первой строчке можно достать Edison на ВЫБРАННОЙ дорожке микшера (проследи, что бы выбрана была именно дорожка для записи голоса) и запись начнется автоматически в плагин Edison.
В обоих случаях ты можешь записывать уже обрабатываемый голос, какими-то плагинами или эффектами. К примеру, в некоторых случаях для записи своего голоса, я пользуюсь эквалайзером, срезающим все ниже 80-100 герц, для избегания попадания в запись низких артефактов:
И в некоторых случаях, и без этого можно обойтись, так как следующий процесс можно провести и после записи, я ставлю Noise Gate, я советую плагин от компании Fabfilter Pro-G, он сразу избавит тебя от ненужного шума в записи (устанавливать порог, естественно, стоит в зависимости от ситуации):
Можно использовать любые эффекты обработки при записи (Reverb, Delay, Distortion и тд и тп) Но помни что чем больше обработки и чем она тяжелее для FL Studio, тем больше будет задержка в записи звука, то есть голос будет, конечно же, отставать – что служит очень большим неудобством как для вокалистов, так и для звукорежиссера! И второй момент при записи обрабатываемого (так скажем онлайн) голоса через Edison, следи за тем, где располагается сам плагин Edison в цепочке обработки. Кончено же что бы поймать в запись воздействие всех плагинов обработки, необходимо ставить Edison после всех используемых плагинов обработки.
Есть положительные моменты в процессе записи вокала или голоса в FL Studio у обоих способов,
Прямой записью (на Playlist Fl Studio) записывать очень просто – делается это в один клик и сохраняется все сразу на диск, найти все записи можно вот в этой директории по-умолчанию:
Отличное преимущество данного вида записи – это удобство записи Sound-on-Sound (Звук на Звук). Это полезно для записи Back вокала на основной, или для многослойных записей одних и тех же частей вокальной партии. Это можно организовать, выделив на плейлисте фл студио нужный регион для того что бы он повторялся в режиме Loop\ петли (скорее всего вместе с минусом или фонограммой) и активировав вот эти две кнопочки на панели FL Studio:
И вокалист может безостановочно прописать все дорожки припева, да и затем еще с бек вокалом, если это нужно. Если вокалиста сбивают или ему мешают его предыдущие записи – их можно в записи отключить первой кнопкой из тех самых двух, которые мы активировали для записи Sound-on-Sound.
И через Edison, в силу множества удобств и ухищрений, вот как можно облегчить себе жизнь при записи вокала или голоса в нем: Удобнее всего записывать (если это вокал, он, конечно же, исполняется в сопутствии с минусом или музыкой) через режим записи Edison “On Play”:
Запись начнется со стартом воспроизведения режима songили pattern в проекте FL Studio.
И если производить запись в режиме pattern,где вокалист исполняет определенную часть композиции (только припев, либо только куплет) запись Edison будет продолжаться до тех пор, пока не истечет время или размер, установленный в нем (следом за меню режима, где мы выбрали On Play) а patternбудет проигрываться в режиме петли (Loop) И в записи Edison ты можешь увидеть как создаются автоматические маркеры, по началу каждого нового pattern:
Так удобно производить множественные вариации записи одного и того же фрагмента, и затем выбрать наиболее удачный, это максимально удобно – просто двойным щелчком по маркеру выделить идеально ровный удачный отрезок записи (равный длине паттерна). И перетащить его за эту кнопку – куда угодно, для дальнейших операций:
Так же если Noise Gate не производился в процессе записи, в Edison это реализовано очень даже здорово и удобно, подробнее об этом процессе и о других удобствах Edison можно посмотреть в нашей полнейшей инструкции по данному плагину, но вот что касается Noise Gate то маркер в плеере нужно перетащить на время 16:11.
В последствии, конечно же, любой вокал нужно обработать подходящим для ситуации образом, если нужен процесс нормализации (доведение самого громкого пика в аудио до максимального уровня) то это можно сделать в Edison во вкладке « Обработка» категория Amp, - Normalize. С записанным аудио через прямой способ все еще проще, я думаю, ты уже знаешь где находиться нормализация в FL Studio Sampler:
И естественно в обработке и сведении вокала с остальными инструментами или фонограммой, есть свои подводные камни, и это своя отдельная ниша звукорежиссуры.
Понравился пост? Буду рад Вашей маленькой поддержки в виде Like и поделиться!)