Программа для создания музыки: FL Studio
обучение от Djaspro & Paul Wallen
Добро Пожаловать на наш блог FL Studio PRO!
Меня зовут Павел Уоллен и сегодня в этой статье я постараюсь лаконично и доходчиво научить Вас достигать сбалансированного и приятного звучания ваших танцевальных композиций.
Сегодня пойдет речь о сильной теме для сведения, не только электронной музыки, центр всего в сведении - балансировка инструментов и элементов композиции.
В основе качественного сведения любого жанра музыки всегда лежала балансировка элементов и инструментов в миксе.
Баланс можно определить, как нахождение комфортного и музыкального соотношения уровней громкости всех элементов композиции, чтобы музыка звучала приятно и размеренно в рамках своей идеи и частотный спектр для нашего слуха казался полным и «сбалансированным».
Но из-за определения здесь всегда будут споры, так как прилагательные «комфортный» и «музыкальный» это не те прилагательные, которые бьют ровно по конкретике и говорят, что и как выставлять…
Балансировка микса для меня — это самый творческий этап в сведении.
Так как музыкальный вкус и творческое ощущение - вот что должно диктовать Вам рамки правильного или справедливого соотношения уровней инструментов. Их нельзя устанавливать относительно каких-то звукорежиссерских принципов, традиций жанров, или стилистических рамок.
Композиция сама покажет творцу, что она хочет сказать своей аранжировкой… дело творца слушать и не прекращать творческий процесс.
Балансировка элементов должна быть практически логичным продолжением стадии аранжировки.
В электронной танцевальной музыке нахождение правильного баланса может быть достаточно трудным процессом для начинающих, из-за особенно большого количества элементов в композиции некоторых жанров.
Но именно для этого, по началу не конкретно-технического процесса, и родилась данная статья.
Чтобы дать реальные и работающие методы и перспективы на процесс балансировки при сведении EDM, которые не только научат сводить вас чисто и профессионально, но вы, так же поймете, что баланс — это еще и метод проверки адекватности вашего микса.
Перед тем как мы приступим к самому важному сообщению в этой статье, я бы хотел напомнить одно важнейшее правило сведения любого жанра музыки, чтобы искоренить САМУЮ большую ошибку, которую можно допустить:
Производим любые действия в сведении (балансировка в первую очередь) относительно ВСЕГО микса! То есть слушая все инструменты одновременно, и не каким образом не нужно вслушиваться в один элемент и оценивать, как он звучит сам по себе.
Теперь к делу.
Вот 5 всегда работающих и наиболее упрощенных методов – гидов в балансировке. Их так же лучше иметь в своем понимании сведения, как принципы, через которые лучше смотреть на процесс установки правильного баланса:
«При чем тут мой ребенок, даже если у меня его пока и нет?» J
Самая сильная и быстро обучающая перспектива в балансировке инструментов музыки + это самый интересная концепция и философия сведения, которую я слышал, можно судить даже только по названию J
Я сейчас даже не помню от какого звукорежиссера я услышал об этом методе впервые, кажется это он лично его и придумал.
Но принцип заключается в следующем; к каждому инструменту в композиции вы должны относится как к своему ребенку, но сам принцип заключается в следующей ситуации: Ваш ребенок на отчетном концерте в музыкальной школе, где имеется в виду вы переживаете за его исполнение и точно хотите, чтобы его инструмент во всей композиции был слышен достаточно хорошо.
И с перспективы «родителя» вы точно не сможете относится небрежно ни к одному элементу вашего микса.
Но это не значит, что каждому элементу нужно отводить первый план. В музыкальной композиции только один или пара инструментов могут быть ведущими и первоплановыми. Остальные играют поддерживающую роль в балансе, на втором - менее заметном плане и третьем - заднем \ фоновом плане. Они хоть и менее заметны, но играют каждый свою не менее ответственную роль в композиции.
С этим всем, от этой важной перспективы, мы переходим к не менее важному принципу в балансировке.
Как следовало из предыдущей части, в правильном миксе существует 3 плана, на которых инструментам следует звучать, для того, чтобы композиция воспринималась более музыкально, интересно и красиво.
Соответственно из планов, следуют значения уровней громкости, которые нужно присваивать тем или иным инструментам композиции, мысленно разделяя их на 3 соответствующих группы уровней:
Сюда относятся, как правило, самые ответственные в аранжировке вещи: бочка KICK, бас инструменты, LEAD синтезаторы, вокал, и некоторые важные для аранжировки ударные элементы (snare, clap, tom), некоторые живые инструменты, ведущие идею на соответствующих партиях аранжировки электронной композиции («яма», вступление, заключение).
Этих инструментов, как правило, больше всего в миксе, и мы их не стараемся выводить на первый план перед слушателем, но следим чтобы их уровень не ушел на менее заметный атмосферный план, чтобы они исполняли свою роль в композиции соответственно их предназначению.
Из перечисленных инструментов сейчас будет понятно почему их роль столь ответственная, но не игнорируемая. Сюда относятся: поддерживающие партии всех синтезаторов (Arp, Legatosynths, Pads, Chords, так же, при лееринге это могут поддерживающие вторичные слои), высокочастотная перкуссия, тарелки, и многие другие, ритмически поддерживающие ударные элементы (это может быть любая перкуссия, snare, clap, toms), самые разнообразные живые инструменты.
К ним относятся; звуковые эффекты, атмосферные текстуры, бэк-вокал, так же это могут быть фоновые на еле-заметном подсознательном плане шумы (к примеру шум оваций и толпы обычно примешивающиеся на самом минимальном уровне в партии дроп).
Стоит понимать, что нет рамок в определении конкретного плана для конкретного инструмента, это просто та перспектива, которой стоит придерживаться для организации музыкального баланса.
А инструменты в свою очередь могут в одной композиции иметь одну схему планировки, в другой – немного измененную, так же менять свои планы в зависимо от части или партии в аранжировке…
Это делается для того, чтобы просто проверить пригодность его во всем миксе, автоматически там проверяется адекватность подбора инструментов в аранжировке.
Очень часто у начинающих находятся такие элементы или инструменты, отключая которые в общем миксе вообще не происходит ни каких изменений – следовательно этот элемент вообще ничего не давал всему миксу.
И зачем, следовательно, его оставлять в нашем миксе? Для галочки? Или из принципа, что это МОЕ творчество и Я - хозяин?
Удаляем этот элемент прочь из Вашего микса – так как любой элемент звучащий, но не дающий результата в звучании всего микса, делает его хуже или сжирает активность на спектре частот.
Порой даже те инструменты которые дают самую малость в звучании Вашего микса – стоит проверить на On\Off тестировании – как звучит чище и приятнее- «С» ним или «БЕЗ» него. Тут иногда не стоит слушать свою гордую, капризную и «малоопытную» творческую натуру и оценить все с перспективы простоты восприятия композиции и ее аранжировки;
«а как, все-таки, звучит легче, проще и красивее?»
Если без текущего элемента – то не нужно жалеть этого «скромнягу» - прочь из микса. Здесь стоит набраться решительности и определенности!
Этот метод я советую применять, когда дела с балансировкой идут совсем туго, деваться уже не куда и поэтому я оставил его практически на десерт.
Дело в том, что именно АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) розового шума, как показал анализ спектров наиболее качественно-сведенных и высоко прослушиваемых хитов и композиций, соответствует АЧХ частотных спектров именно таких композиций.
Вот как он выглядит на спектральном анализаторе частот:
Поэтому, изначально ориентируясь на розовый шум – реально при балансировке уже обработанных частотно (сведенных частотно) инструментов, можно получить близкий к идеальному сбалансированный микс.
Важно понимать, что «близкий к идеальному» – это оценка не просто звукорежиссеров и только единиц оценщиков - это результат оценки многомилионной массы слушателей и что для них звучит самым музыкально-приятным и комфортным образом. Так как композиции, сведенные звукорежиссерами становятся хитами или не хитами, только при оценке БОЛЬШИНСТВА слушателей.
Вот как производить референс, по инструкции:
Самое важное, что нужно знать при всем выше сказанном и при выполнении перечисленных действий, это, что адекватность производимых действий теряется с процессом их выполнения.
Чем больше мы работаем со звуком, тем не адекватнее мы способны оценивать изменения в нем приводящие его к лучшему результату.
Говоря на человеческом языке, слух замыливается и нашим ушам нужен периодический отдых.
У всех у нас могут быть разнообразные циклы работы – отдыха, но советуемые рамки данного цикла это 40 минут работы со звуком (на комфортном уровне громкости), 20 минут отдыха в полной тишине.
Вот 5 замечательных методов и принципов в балансировке, не только электронной музыки, которая максимально эффективна и просто дадут вам очень профессиональный и музыкальный результат в сведении ваших миксов.
И это только лишь 5 методов из такого большого и емкого процесса как СВЕДЕНИЕ, для того чтобы познать эту сферу продакшена электронной музыки действительно профессионально и детально, настоятельно рекомендую ознакомится с нашим полным видео курсом "Сведение электронной музыки до профессионального результата"
Надеюсь эта статься принесла вам достаточно много пользы и изменила ваш взгляд на столь техничный процесс сведения.
Это был Павел Уоллен и проект FL StudioPRO
До скорой встречи в следующих статьях и видео нашего блога.
Понравился пост? Буду рад Вашей маленькой поддержки в виде Like и поделиться!)