Балансировка при сведении. Баланс микса в электронной музыке

Дата: 07.11.2016 12:45 | Автор: Павел Уоллен | Категория: Сведение и мастеринг

Добро Пожаловать на наш блог FL Studio PRO!

Меня зовут Павел Уоллен и сегодня в этой статье я постараюсь лаконично и доходчиво научить Вас достигать сбалансированного и приятного звучания ваших танцевальных композиций.

Сегодня пойдет речь о сильной теме для сведения, не только электронной музыки, центр всего в сведении - балансировка инструментов и элементов композиции.

В основе качественного сведения любого жанра музыки всегда лежала балансировка элементов и инструментов в миксе.

Что такое БАЛАНС и БАЛАНСИРОВКА в сведении

Баланс можно определить, как нахождение комфортного и музыкального соотношения уровней громкости всех элементов композиции, чтобы музыка звучала приятно и размеренно в рамках своей идеи и частотный спектр для нашего слуха казался полным и «сбалансированным».

Но из-за определения здесь всегда будут споры, так как прилагательные «комфортный» и «музыкальный» это не те прилагательные, которые бьют ровно по конкретике и говорят, что и как выставлять…

Балансировка микса для меня — это самый творческий этап в сведении.

Так как музыкальный вкус и творческое ощущение - вот что должно диктовать Вам рамки правильного или справедливого соотношения уровней инструментов. Их нельзя устанавливать относительно каких-то звукорежиссерских принципов, традиций жанров, или стилистических рамок.

Композиция сама покажет творцу, что она хочет сказать своей аранжировкой… дело творца слушать и не прекращать творческий процесс.

Балансировка элементов должна быть практически логичным продолжением стадии аранжировки.

Балансировка в EDM

В электронной танцевальной музыке нахождение правильного баланса может быть достаточно трудным процессом для начинающих, из-за особенно большого количества элементов в композиции некоторых жанров.

Но именно для этого, по началу не конкретно-технического процесса, и родилась данная статья.

Чтобы дать реальные и работающие методы и перспективы на процесс балансировки при сведении EDM, которые не только научат сводить вас чисто и профессионально, но вы, так же поймете, что баланс — это еще и метод проверки адекватности вашего микса.

Перед тем как мы приступим к самому важному сообщению в этой статье, я бы хотел напомнить одно важнейшее правило сведения любого жанра музыки, чтобы искоренить САМУЮ большую ошибку, которую можно допустить:

Производим любые действия в сведении (балансировка в первую очередь) относительно ВСЕГО микса! То есть слушая все инструменты одновременно, и не каким образом не нужно вслушиваться в один элемент и оценивать, как он звучит сам по себе.

Теперь к делу.

Вот 5 всегда работающих и наиболее упрощенных методов – гидов в балансировке. Их так же лучше иметь в своем понимании сведения, как принципы, через которые лучше смотреть на процесс установки правильного баланса:

1) Метод "Отчетный концерт ВАШЕГО ребенка".

«При чем тут мой ребенок, даже если у меня его пока и нет?» J

Самая сильная и быстро обучающая перспектива в балансировке инструментов музыки + это самый интересная концепция и философия сведения, которую я слышал, можно судить даже только по названию J

Я сейчас даже не помню от какого звукорежиссера я услышал об этом методе впервые, кажется это он лично его и придумал.

Но принцип заключается в следующем; к каждому инструменту в композиции вы должны относится как к своему ребенку, но сам принцип заключается в следующей ситуации: Ваш ребенок на отчетном концерте в музыкальной школе, где имеется в виду вы переживаете за его исполнение и точно хотите, чтобы его инструмент во всей композиции был слышен достаточно хорошо.

И с перспективы «родителя» вы точно не сможете относится небрежно ни к одному элементу вашего микса.

Но это не значит, что каждому элементу нужно отводить первый план. В музыкальной композиции только один или пара инструментов могут быть ведущими и первоплановыми. Остальные играют поддерживающую роль в балансе, на втором - менее заметном плане и третьем - заднем \ фоновом плане. Они хоть и менее заметны, но играют каждый свою не менее ответственную роль в композиции.

С этим всем, от этой важной перспективы, мы переходим к не менее важному принципу в балансировке.

2) 3 плана в расположении ваших инструментов при балансировке миксов.

Как следовало из предыдущей части, в правильном миксе существует 3 плана, на которых инструментам следует звучать, для того, чтобы композиция воспринималась более музыкально, интересно и красиво.

Соответственно из планов, следуют значения уровней громкости, которые нужно присваивать тем или иным инструментам композиции, мысленно разделяя их на 3 соответствующих группы уровней:

  •                первоплановые ведущие элементы и инструменты.

Сюда относятся, как правило, самые ответственные в аранжировке вещи: бочка KICK, бас инструменты, LEAD синтезаторы, вокал, и некоторые важные для аранжировки ударные элементы (snare, clap, tom), некоторые живые инструменты, ведущие идею на соответствующих партиях аранжировки электронной композиции («яма», вступление, заключение).

  • средний план менее заметных, но ответственных в миксе элементов.

Этих инструментов, как правило, больше всего в миксе, и мы их не стараемся выводить на первый план перед слушателем, но следим чтобы их уровень не ушел на менее заметный атмосферный план, чтобы они исполняли свою роль в композиции соответственно их предназначению.

Из перечисленных инструментов сейчас будет понятно почему их роль столь ответственная, но не игнорируемая. Сюда относятся: поддерживающие партии всех синтезаторов (Arp, Legatosynths, Pads, Chords, так же, при лееринге это могут поддерживающие вторичные слои), высокочастотная перкуссия, тарелки, и многие другие, ритмически поддерживающие ударные элементы (это может быть любая перкуссия, snare, clap, toms), самые разнообразные живые инструменты.

  • фоновые заднеплановые инструменты.

К ним относятся; звуковые эффекты, атмосферные текстуры, бэк-вокал, так же это могут быть фоновые на еле-заметном подсознательном плане шумы (к примеру шум оваций и толпы обычно примешивающиеся на самом минимальном уровне в партии дроп).

Стоит понимать, что нет рамок в определении конкретного плана для конкретного инструмента, это просто та перспектива, которой стоит придерживаться для организации музыкального баланса.

А инструменты в свою очередь могут в одной композиции иметь одну схему планировки, в другой – немного измененную, так же менять свои планы в зависимо от части или партии в аранжировке…

3) Очень полезный момент при балансировки микса – это пользоваться на каждом малоответственном инструменте, кнопкой On\Off на его дорожке микшера, включая и отключая его в миксе.

Это делается для того, чтобы просто проверить пригодность его во всем миксе, автоматически там проверяется адекватность подбора инструментов в аранжировке.

Очень часто у начинающих находятся такие элементы или инструменты, отключая которые в общем миксе вообще не происходит ни каких изменений – следовательно этот элемент вообще ничего не давал всему миксу.

И зачем, следовательно, его оставлять в нашем миксе? Для галочки? Или из принципа, что это МОЕ творчество и Я - хозяин?

Удаляем этот элемент прочь из Вашего микса – так как любой элемент звучащий, но не дающий результата в звучании всего микса, делает его хуже или сжирает активность на спектре частот.

Порой даже те инструменты которые дают самую малость в звучании Вашего микса – стоит проверить на On\Off тестировании – как звучит чище и приятнее- «С» ним или «БЕЗ» него. Тут иногда не стоит слушать свою гордую, капризную и «малоопытную» творческую натуру и оценить все с перспективы простоты восприятия композиции и ее аранжировки;

«а как, все-таки, звучит легче, проще и красивее?»

Если без текущего элемента – то не нужно жалеть этого «скромнягу» - прочь из микса. Здесь стоит набраться решительности и определенности!

4) Референс на «розовый шум» при установке баланса.

Этот метод я советую применять, когда дела с балансировкой идут совсем туго, деваться уже не куда и поэтому я оставил его практически на десерт.

Дело в том, что именно АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) розового шума, как показал анализ спектров наиболее качественно-сведенных и высоко прослушиваемых хитов и композиций, соответствует АЧХ частотных спектров именно таких композиций.

Вот как он выглядит на спектральном анализаторе частот:

Поэтому, изначально ориентируясь на розовый шум – реально при балансировке уже обработанных частотно (сведенных частотно) инструментов, можно получить близкий к идеальному сбалансированный микс.

Важно понимать, что «близкий к идеальному» – это оценка не просто звукорежиссеров и только единиц оценщиков - это результат оценки многомилионной массы слушателей и что для них звучит самым музыкально-приятным и комфортным образом. Так как композиции, сведенные звукорежиссерами становятся хитами или не хитами, только при оценке БОЛЬШИНСТВА слушателей.

Вот как производить референс, по инструкции:

  • Мы просто берем семпл розового шума, достать его можно и погуглив или же просто СКАЧАТЬ ВОТ ЗДЕСЬ. И ставим его на всем протяжении микса на плейлист, в относительно не громком, комфортном для прослушивания уровне, и лучше в том уровне, на котором вы привыкли сводить свои композиции.
  • И затем все фейдеры на микшере (кроме розового шума, если вы назначили его на дорожку микшера) ставим в нулевые положения, чтобы Вы слышали только розовый шум, для начала.
  • Теперь поднимаем фейдеры уровней (я бы советовал начинать с первостепенных элементов, элементов первого плана) до того момента, пока они не начинают быть заметными и «понятными» на фоне шума. На этом моменте поднятие фейдера может быть остановлено и переходим к следующему элементу, ОТКЛЮЧАЯ ПРЕДЫДУЩИЙ!
  • Здесь можно именно первоплановые элементы подводить в уровне на чуточку больший уровень, так как они все же первый план.
  • Таким образом, поднимаем фейдеры громкостей каждого элемента отдельно, имея в виду только НЕМНОГО перспективу планировки элементов в миксе. (3 плана звучания).
  • Как только каждая дорожка была установлена с референсом на розовый шум – попробуйте свой результат и оцените его с бывалым результатом, если вы уже пытались сводить данный трек до этого на свой слух.

5) Слух замыливается и отдыхать НУЖНО!

Самое важное, что нужно знать при всем выше сказанном и при выполнении перечисленных действий, это, что адекватность производимых действий теряется с процессом их выполнения.

Чем больше мы работаем со звуком, тем не адекватнее мы способны оценивать изменения в нем приводящие его к лучшему результату.

Говоря на человеческом языке, слух замыливается и нашим ушам нужен периодический отдых.

У всех у нас могут быть разнообразные циклы работы – отдыха, но советуемые рамки данного цикла это 40 минут работы со звуком (на комфортном уровне громкости), 20 минут отдыха в полной тишине.

Вот 5 замечательных методов и принципов в балансировке, не только электронной музыки, которая максимально эффективна и просто дадут вам очень профессиональный и музыкальный результат в сведении ваших миксов.

И это только лишь 5 методов из такого большого и емкого процесса как СВЕДЕНИЕ, для того чтобы познать эту сферу продакшена электронной музыки действительно профессионально и детально, настоятельно рекомендую ознакомится с нашим полным видео курсом "Сведение электронной музыки до профессионального результата"

Надеюсь эта статься принесла вам достаточно много пользы и изменила ваш взгляд на столь техничный процесс сведения.

Это был Павел Уоллен и проект FL StudioPRO

До скорой встречи в следующих статьях и видео нашего блога.

 



Понравился пост? Буду рад Вашей маленькой поддержки в виде Like и поделиться!)

Получай новые видеоуроки моего блога, прямо на свой эл. ящик!
Комментарии

Получай первым обновления блога!
Благодарю за поддержку моего блога
Присоединяйся к нам ВКонтакте!
Подписывайся наш канал YOUTUBE
Автор блога:
vkyoudj

Автор блога:
vkyoudj